Главная Политическая праксеология Рациональность по ценности как высший тип рациональности в политике

Рациональность по ценности как высший тип рациональности в политике

Именно национальная идея как символ собирания и восстановления народной силы и государственного единства дает русскому народу осознание общей связи, вне которой нет будущего для нации и страны. У В.О. Ключевского есть поразительно точный анализ Смутного времени, удивительно созвучный диагнозу нашему времени: «В конце 1611 г. »Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения... Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию. Но с кониа 1611 г., когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выучку гибнувшей земли».

Ключевский высказывает здесь очень важную мысль: российское государство возрождается и крепнет только тогда, когда тяжкие бедствия заставляют разрозненные политические силы забыть о своих особых интересах и объединиться во имя национальной идеи, единой коллективной судьбы. К сожалению, Россия всегда покупала свое национальное самосознание великими жертвами и невыразимыми страданиями. Поэтому прав П. И. Новгородцев: «Нужно, чтобы все поняли, что не механические какие-либо выборы и не какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величайшей бездны его падения, а лишь новый поворот общественного сознания».

Православная этика формирует гражданское общество не через индивидуальные, а через коллекгивные формы акгивности, и современная когнитивистская психология доказала, что коллективные формы дают более сильные и устойчивые формы социально-политических мотиваций. Пора и российским политикам вспомнить о национальном кафолическом, соборном сознании народа — именно в нем залог высоких политических мотиваций растерянных и униженных современных россиян.

Дореволюционная российская интеллигенция создала высокую духовную традицию, которая подарила миру непревзойденные художественные шедевры в области литературы и искусства. И сегодня, спустя столетия, весь мир восхищается глубиной и нравственной полнотой произведений А. Пушкина, Ю. Лермонтова, Л. Толстого и Ф. Достоевского. И если бы эта духовная традиция не прервалась, она бы привела к формированию в России уже в начале XX в. этикоцентристской модели гражданского общества, альтернативной западному индивидуализму. Этот потенциал российской политической культуры еще предстоит раскрыть российским политикам, поскольку именно в нем — подлинная политическая сила отечественной традиции.

Э. Фромм отметил , что одной из главных духовных проблем
современного мира является проблема преодоления разрыва между
декларируем ы м и ценностями соврем е нного человека и д е й ствительными
ценностями, которыми он руководствуется в жизни
и которые им зачастую не осознаются. В большинстве демократических
стран официально признанными, осознанными ценностями
являются гуманистические: м илосердие, любовь к ближнему,
ответствен ность, сострадание. Но главная опасность состоит в том,
что они утрачивают реальное воздействие н а мотивации человеческого
поведе н и я , в то время как утилитарные ценности - собственность,
потребление, социал ьн ы й статус, развлечения - начинают
занимать несоразмерно большое место в системе культуры.
Разрыв между имеющими высшую духовную санкцию гуманистическими
ценностям и и невозможностью их реализации приводит
к девальвации ценностей, опустошает человека.
Это особенно опасно перед лицом обострения глобальных пробл
ем современности. Дело в том, что человек способен по-настоящему
осознать угрозу всеобщей экологической катастрофы, сохранения
генофонда человечества, опасность разрастания терроризма
только в том случае , если он вернется к прежнему пиетету перед
духовными ценностя м и , поставит их на первое место в системе
своих приоритетов. Экономический человек Запада нечувствите-


   

Яндекс.Метрика

http://tele-klon.ru