Главная Формирование политической философии Политическая философия античности

Политическая философия античности

Большинство современных исследователей называют первым античным политическим философом Сократа Афинскоrо (469-399 до н.э.). Дело в том, что до Сократа философы рассуждали преимущественно "О природе" или "О богах", именно это было основной темой философских сочинений. Сократ, напротив, подобной тематики избегал. Известно, что Сократ не написал ни одной книги, его взгляды дошли до нас благодаря трудам его многочисленных учеников, самым известным из которых был Платон. Отказавшись от исследования божественных или природных предметов, Сократ обратил свой взор на человека - пытаясь постичь сушиость человеческой природы. При этом он утверждал, что нельзя понять природу человека, не поняв природу человеческого общества. В своих "Воспоминаниях о Сократе" Ксенофонт писал, что Сократ вел беседы о том "что благочестиво, что неблагочестиво, что благородно, а что подло, что справедливо, что несправедливо ... что такое город и что значит быть государственным мужем, что такое править людьми и кто для этого годен". Именно поэтому Сократу отдают пальму первенства в исследовании проблем политической философии.

В центре внимания Сократа и его последователей были основополагающие проблемы философии политической власти и государственного
управления.

Кризис античного полиса заставил известных античных философов обратиться к проблеме укрепления государственной власти -гарантии согласия и порядка в обществе. Платон (427-327 до н.э.) делает особый акцент на высшей цели государственного управления - достижении целостности общества через обеспечение согласия всех общественных сословий. Он подчеркивает: "Мы еще вначале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость ...".

Самой опасной тенденцией, разрушающей государство, Платон считал стремление некоторых общественных групп отходить от служения общему благу, узурпируя общественные функции для извлечения личной выгоды. В идеальном государстве Платона стражи, ведающие безопасностью, не должны были пользоваться золотом и серебром, не могли даже прикасаться к ним, украшаться ими или пить из золотых и серебряных сосудов. Платон предупреждал: " ... чуть заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же из стражи станут они хозяевами и землевладельцами; из союзников остальных граждан сделаются враждебными или владыками; ненавидя сами и вызывая к себе ненависть, питая злые умыслы и их опасаясь, будут они все время жить в большем страхе перед внутренними врагами, чем перед внешними, а в таком случае и сами они и все государство устремятся к своей скорейшей гибели".

Но самым большим злом для государственного управления Платон считал олигархию. Он определял олигархию как государственный строй, основывающийся на имущественном цензе: у власти там богатые, а бедняки не участвуют в управлении общественными делами. Установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического строя; чем более строй олигархичен, тем выше ценз. Такого рода государственный порядок держится применением вооруженной силы. Платон с возмущением писал о том, что в олигархиях возведены на трон алчность и корыстолюбие и кроме богатства и богачей ничто не вызывает восторга и почитания, а честолюбие направлено лишь на стяжательство и на все что к этому ведет.

Таким образом, в период античности были поставлены наиболее важные проблемы политической философии о природе и сущности политической власти, о роли и значении государства в жизни общества, о справедливом государственном устройстве и высшей цели государственного управления.

Античные философы были убеждены, что эти политические проблемы наиболее важные в человеческой жизни. Крупнейший мыслитель античности - ученик Платона-Арнстотель (384-322 rr. до н.э.) -всесторонне обосновал идею о том, что человек политичен по своей природе и органично включен в политический процесс. Он подчеркивал: " ... человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря "без роду без племени, вне закона, без очага"; такой человек по природе своей только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске".

Аристотель обосновал ведущую роль государства в политической жизни общества: вся общественная жизнь, по его мнению, укладывалась в рамки политической жизни и ставилась на службу государству. Он писал: "... поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать и от каких воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук, следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей".

 



   

Яндекс.Метрика

aat5