Главная Формирование политической философии

Политическая философия античности

Большинство современных исследователей называют первым античным политическим философом Сократа Афинскоrо (469-399 до н.э.). Дело в том, что до Сократа философы рассуждали преимущественно "О природе" или "О богах", именно это было основной темой философских сочинений. Сократ, напротив, подобной тематики избегал. Известно, что Сократ не написал ни одной книги, его взгляды дошли до нас благодаря трудам его многочисленных учеников, самым известным из которых был Платон. Отказавшись от исследования божественных или природных предметов, Сократ обратил свой взор на человека - пытаясь постичь сушиость человеческой природы. При этом он утверждал, что нельзя понять природу человека, не поняв природу человеческого общества. В своих "Воспоминаниях о Сократе" Ксенофонт писал, что Сократ вел беседы о том "что благочестиво, что неблагочестиво, что благородно, а что подло, что справедливо, что несправедливо ... что такое город и что значит быть государственным мужем, что такое править людьми и кто для этого годен". Именно поэтому Сократу отдают пальму первенства в исследовании проблем политической философии.

   

Средневековая политическая философия

В Средние века проблемы политической философии стали рассматривать в рамках религиозного мировоззрения, видя в политике учреждение института земной власти, установленном Богом. После принятия императором Константином христианства оно постепенно превращается в государственную религию. Папа Григорий VII провозгласил, что светская власть политиков представляет собой лишь отражение духовной власти, подобно свету Луны, который являет лишь отражение солнечного света.

   

Политическая философия в эпоху Возрождения и Новоrо времени

Новым пониманием роли политической власти и управления отмечена эпоха позднего Возрождения. Итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469-1527) впервые рассматривает проблемы политической философии в технологическом ключе - как технологии политической власти. Технологический подход в политической философии предполагает, что критерий эффективности ставится выше моральных норм и правил. Для Макиавелли политик - это эксперт, ищущий полезные технологические рецепты для завоевания власти. Он исходит из того, что политическая власть может менять своих владельцев, переходить из рук в руки.

   

Политические идеи немецкой классической философии

Важную роль в развитие политической философии внес выдающийся немецкий философ Г. Гегель (1770-1831). Он осуществил глубокий анализ развития политического строя разных народов, известных европейцам к середине XIX в. Политическая философия Гегеля во многом отталкивается от критики плоскою географического детерминизма эпохи Просвещения. Во введении к своим лекциям по философии истории Гегель подчеркивал: «Не стоит ни преувеличивать, ни умалять значения природы; мягкий ионийский климат, конечно, очень способствовал изяществу поэм Гомера, но один климат не может порождать Гомеров, да и не всегда порождает их; под властью турок не появлялось никаких певцов».

   

Политическая философия на рубеже Х1Х-ХХ вв.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. новые горизонты для развития политической философии открывает теория цивилизации, два основных направления которой — материалистическое и культурноисторическое — получают широкое признание в общественных науках. Материалистический подход к сравнительному изучению цивилизаций делает акцент на изучении экономики, материального производства, способа хозяйствования и порожденных ими отношений. Это не означает, что в рамках данного подхода игнорируется роль духовных факторов, но они подчеркнуто связываются с типом технологии или социальности. М. Вебер, К. Маркс, французская школа Анналов (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и др.) — вот наиболее известные представители культур но-материалистической школы.

   

Политические идеи второй половины XX в.

Во второй половине XX в. перед угрозой экологической катастрофы человечество постепенно начинает осознавать огромную ценность многообразия альтернативных путей развития. Оказалось, что запас изменчивости в культуре (втом числе и политической) необычайно важен и поэтому исследования культурологов способствовали смене парадигм в политической философии.

Содержание «постклассической» политической методологии во многом определил переход от экономикоиентричной «объясняющей» к культуроиентричной «понимающей» теории. Поиски универсалий «прогрессивного» общественно-политического развития уступили место культурологическому анализу и исследованию специфики пивилизапионной идентичности. Тем самым в рамках постклассической методологии политической философии социокультурная парадигма заняла ведущее место.

   
   

Яндекс.Метрика

aat5